Как правильно делать икону из бисера?

Молитвы, Релаксация  3769 Время прочтения ~ 8 минут

В настоящее время бисер пользуется большой популярностью. Он активно применяется для создания всевозможных украшений: браслетов, серьг, кулонов, брошей. Многие современные рукодельницы оформляют камушками одежду: платья, кофточки, строгие костюмы. Бисер – прекрасный материал для экспериментов. Из него получаются уникальные украшения, непревзойденные картины, привлекательные рамки, украшения для бутылочек и зеркал. Главное – фантазия, усидчивость и желание творить.

Получение предварительного благословения

Некоторые служители церкви негативно относятся к такому рукоделию, но большинство священников позитивно высказываются о сотворении образа при помощи блестящих элементов. Они считают, что нет ничего плохого в том, что человек таким образом приобщается к православной религии, прилагает много сил для создания божественных образов. Однако, прежде чем приступить к работе, нужно получить благословение церковнослужителей. Так, работа пойдет быстрее, а образ получится красивее.

Предполагается, что мастерица таким способом узнает больше о церковном искусстве, образах, изображениях Святых. Возможно, данный порыв станет первым шагом к углублению в духовную жизнь. Даже мелкие ошибки и неточности, допущенные в работе, будут прощены.

Профанация либо благое дело

На Руси, издревле славились шитые иконы. Они и сегодня являются экспонатами Третьяковской галереи, Государственного Исторического и других русских музеев. Древнерусское шитье нельзя полностью сопоставлять с вышивкой, поскольку различие заключается не только в технике, но и в назначении, глубинном смысле, подходе. В церковном обиходе часто использовалось шитье, однако, таких образов тогда было мало.

В основном шили покровцы, плащаницы, воздухи – вещи, имеющие непосредственное отношение к богослужению, а для написания образов использовали доски. В древности никому в голову не приходило выставить в церкви вышитую икону. К ней относились с почитанием и благоговением, поэтому она изготавливалась из прочного материала.

Массовая культура вышивания сегодня не понимает границ между профанированным и сакральным. С одной стороны, это своеобразное приобщение к православной культуре, а с другой – создание не всегда правильных и красивых образов, которые не только в церкви, но и в доме выставлять неприлично. Причем сейчас все вышивки, продающиеся в магазинах, сделаны по трафарету, что само по себе является профанацией. Картины получаются некачественные, безвкусные, с ошибками в надписях и священной символике.

Несмотря на освящение их в храмах, священными, априори, они стать не могут. Ритуал больше походит на формально-магическое действо. Это может негативно сказаться на подлинных ориентирах, невозможности  поклоняться исключительно каноническим образам. Именно поэтому сейчас церковь очень щепетильно подходит к самодельным образам. Изображение плохого, некачественного образа приравнивается к богохульству. Основной постулат церкви:  ни одна плохая икона, даже освященная, не преобразится в хорошую.

Подготовительная работа над собой

Иконописцы обладали даром, проявляли мастерство, терпение и упорство при создании шедевров. Проходили долгие годы тяжелого труда, пока мастер передавал заказчику работу, которая будет служить долго и приносить свои плоды. Икона – достаточно специфический предмет, к которому взывают с мольбой о помощи. Неверующий человек не в состоянии создать молитвенный образ, так как у него отсутствует глубокий личный молитвенный опыт.

Церковное искусство должно соответствовать высоким меркам. Все иное – фальшивки. Если вы беретесь за такое сложное дело, то должны осознавать, в чем заключается суть и смысл создаваемого образа. Именно поэтому, прежде чем начать вышивать Святой Лик, стоит задать себе вопрос: «Зачем я это делаю?»

Если ради коммерческой прибыли либо демонстрации всем своего умения – это расценивается как кощунство. Откажитесь от затеи и не берите грех на душу. Если рукодельница серьезно относится к своей работе и желает создать Святой образ, то вначале нужно освоить искусство иконописания, вышивки Лика, вести себя благопристойно, молиться, вести христианский образ жизни и повышать профессиональные навыки на протяжении длительного периода.

Значение оттенков

Испокон веков считалось, что глубокий смысл любого искусства кроется в красоте. Это касается и иконописи. Сюжеты сверкали позолотой и яркими красками. Каждому цвету выделено определенное место, так как оно имело собственное значение. Краски никогда не смешивались: они имели светлый или темный оттенок, но всегда присутствовала чистота цвета.

Колор по важности приравнивался к слову. Один или несколько мазков создавали целый образ. Искусство иконописания пошло из Византии. Русские мастера переняли оттуда все лучшее, в том числе и символику цвета. Немного ушла пышность и строгость, иконы стали более звонкими, яркими, живыми. Это были произведения искусства, которые понимались и принимались местными жителями, обладающими собственными идеалами и вкусами. Дадим характеристику каждому оттенку:

ЦветСущность
ЗолотойПозволяет прочувствовать сияние Господа, великолепие Царствия Небесного, где постоянно светит Солнце и не бывает темноты. Золото – цвет Бога. Его сияние можно увидеть на иконе Владимирской Божией Матери.
Пурпурный (багряный)Превалировал в византийской культуре. Цвет олицетворял царствование Господа на Небе, а императора – на Земле. Удивительный оттенок, который мог использоваться исключительно императором: только он пурпурными чернилами ставил свою подпись на указах, восседал на пурпурном троне, носил соответствующего цвета сапоги. Подражание императору грозило смертной казнью. Деревянные или кожаные переплеты Евангелия в Христианских Святынях обтягивались пурпурным полотном. Этим цветом сияло одеяние Богоматери – Царицы Небесной.
Синий (голубой)Бесконечность Неба, вечность, вечный мир. Синева считалась цветом Богоматери, объединением небесного и земного. Изображения Богоматери, в основном, выполнены на синем фоне.
БелыйБожественное сияние, чистота, святость, простота. В белом одеянии изображены Праведники: добрые, порядочные, честные люди, живущие по христианским канонам. Пелены младенцев, ангелы и души умерших светились белым цветом. Этот оттенок был присущ только праведным душам.
КрасныйХарактеризует теплоту, жизнь, любовь, животворную энергию. Считается символом Вознесения, великой победы жизни над смертью. Одновременно красный оттенок символизирует цвет крови, мучения, жертвы. В красных одеяниях изображали мучеников. Архангелы-серафимы восхищают своими красными крыльями. Зачастую изображали красные фоны как знак торжества вечной жизни.
ЧерныйСимволизирует смерть и зло. Данным цветом изображались пещеры, символизирующие могилы, а также зияющую бездну ада. Иногда он олицетворял тайну. Монахи, ушедшие от мирской жизни, облачались в черные одежды, означающие полный отказ от привычек и удовольствий.
ЗеленыйМолодость, жизнь, надежда и вера. Зелень травы, листьев, юности, цветения, вечного обновления. Этим оттенком изображали землю, его использовали для определения начала жизни (сцены Рождества).
КоричневыйПрах, состояние временности, тленности, голой земли. Сочетаясь с пурпурными оттенками на одеждах Богоматери, он говорил о человеческой природе, которая подвластна смерти.

Существует цвет, который вы никогда не увидите на иконах – серый. Будучи смесью двух красок: черной (зла) и белой (добра), он стал цветом небытия, пустоты, неясности. Такой оттенок не может присутствовать на лучезарных иконах.

Лики

Вышивать Святой Лик нежелательно. Конечно, встречаются и такие варианты, но согласно церковным канонам эта работа может выполняться людьми, посвященными в монашеский сан (монахи или монахини) и обитающими в монастыре. Именно поэтому Лик лучше всего нарисовать или напечатать, так как негоже, чтобы простой человек в мирских условиях творил Лики Святых. Настоящий священнослужитель никогда не освятит икону с вышитым ликом. Учитывайте данный нюанс и обращайте внимание на изделия, которые вы несете в церковь на освящение, чтобы изображение Лика было хорошо прорисовано.

Жесты

В религии нет мелочей, поэтому любой жест имеет важное значение для верующего:

Положение рукиРасшифровка жеста
Прижата к грудиСопереживания.
Поднята к НебуСвятой призывает всех живущих на Земле покаяться.
Вытянута вперед, ладонь раскрытаСимвол покорности, повиновения.
Обе руки подняты к НебесамМольба о мире.
Две руки протянуты перед собойВоззвание о помощи.
Прижатые к щекамСимволизируют горе, печаль.

Способы вышивания икон камушками

Существует три общепринятых способа:

  1. Использовать на иконе камушки без набора.
  2. Тело вышивается крестиком, одежда – бисером.
  3. Бисером ошивается исключительно головной убор.

Для новичков подойдет набор из бисера одного размера. После приобретения определенного опыта задачу можно усложнить, используя параллельно разные камешки и бусинки. Набор состоит из льняной или шелковой тканевой основы. Шелк скользкий, а лен плотный. Пяльцы могут повредить поверхность камушков, поэтому лучше взять в помощники рамы. Вышивка должна быть ровной, иначе появятся существенные перекосы, исправить которые будет невозможно.

Перед началом работы тканевая основа хорошо проглаживается с изнаночной стороны. Камушки раскладываются по цветам. Берется мулине или мононить, гармонирующая цветом с бисером. Делаются следующие шаги:

  1. В ушко иголки вставляются оба кончика нитки.
  2. Нить закрепляется петельным способом, используя первый камушек.
  3. Процесс вышивки начинается с верхнего левого угла и ведется по диагонали.
  4. Игла выводится на лицевую сторону работы.
  5. На нее надевается бисер необходимого цвета.
  6. Игла вводится в противоположный угол (с левого верхнего угла в правый нижний).
  7. Первая и последняя бисеринка в каждом ряду ошиваются дважды.
  8. После, иголка переводится в следующий ряд.
  9. Надевается камушек.
  10. Иголка переводится в противоположный угол.

Таким образом вышивается вся икона, используя прямое и обратное направление. Как только вы подойдете к нарисованным частям тела (рукам, Лику), нить обрывайте так, как будто закончился ряд. Не допускайте перетяжек. По окончании работы края вышивки проглаживаются, икона оформляется в багет.

Порядок действий

Первым делом приобретаем схему для вышивания крестом. После, подбираем бисеринки для частей тела и одеяний. Вначале делаем вышивку крестиком, а после крепим бисер. Нужно понимать, что если бисер по размеру будет превышать клеточки канвы, то получится сборка. Тогда, вначале бисером намечается контур схемы, а после заполняется пространство. Изображения на иконах получаются объемными.

Сложнее самостоятельно создавать иконы по изображениям на религиозных календарях без приобретения готовых наборов. Если чувствуете в себе уверенность, то пробуйте. Покупаете настенный календарь с изображением Святого Лика, подбираете соответствующий бисер, камушки, бусинки и нитки мулине. Уделяйте большое внимание размеру предметов и цветовой гамме.

При помощи ножниц вырезаете основной образ, переводите его на ткань. Карандашом намечаются главные линии. Вырезаются лицо и другие открытые части тела, обводятся на ткани. По полученному рисунку крестиком вышиваете изображенные элементы. В первую очередь используйте крупные камни, которые по кругу ошиваются мелкими бисеринками.

Не доходя до двух последних рядов до открытых частей тела:

  • наклейте на основу бумажные заготовки;
  • обшейте их бисером;
  • покройте специальным лаком;
  • оформите в багет.

Такие шаги предпринимаются рукодельницами при создании вышитой иконы без набора.

Основные этапы создания рукотворных икон

Основное отличие светской вышивки от церковной заключается в том, что в процессе работы человек не только получает моральное удовлетворение от собственного труда, но и развивается духовно, обогащая свой внутренний мир, настраиваясь на позитив, стараясь следовать христианским канонам. Предстоит титаническая работа, поэтому, прежде чем приступить к ней, получите не только совет служителя церкви, но и его благословение.

Предварительные действия

Нельзя приступать к такому серьезному мероприятию без прочтения молитвы. Выучите наизусть «Перед началом всякого дела» и «Обращение к Богородице». Настройтесь на позитив. Выкиньте из головы дурные мысли, обиды, разочарования. Слова произносите четко, внятно, вполголоса, прося о помощи и поддержке, с чувством глубокого уважения и верой в позитивный результат. Нельзя пренебрегать ярким светом. Для достижения поставленной цели нужно иметь острое зрение и обладать максимальной точностью.

Как правильно подготовить рабочее место?

Работа выполняется за столом. Условия создайте комфортные, обстановку – непринужденную, выключите телевизор, приглушите громкую музыку. После этого предпринимаете следующие шаги:

  1. Накрываете поверхность стола белой чистой скатертью. При попадании на нее бисеринки она будет видна и ее будет удобно поднимать, чтобы использовать повторно.
  2. Распределите бисер по цвету и отведите каждому колору свою ячейку. Можно приклеить номера согласно схеме.
  3. С правой руки разместите схему, необходимую для работы.
  4. Возьмите иголку, нитку и «разбейте» материал на квадраты по 10 клеток в ширину и длину.

Приспособления для вышивания

В процессе работы понадобятся следующие инструменты:

  • иголка с небольшим ушком;
  • разноцветные нитки мулине;
  • канва с изображением Лика Святого;
  • бисер (желательно ювелирный или чешский);
  • стразы;
  • камушки;
  • мононить;
  • пяльцы;
  • ножницы;
  • бусинки различного размера;
  • инструкция (при необходимости).

Выбираем бисер

Качество бисера играет немаловажную роль при создании шедевра, поэтому не стоит на нем экономить. Китайский товар является некачественным, с ним тяжело работать, не соблюдена идентичность цветов, поэтому работа с его участием смотреться красиво и благородно не будет. Его исключаем сразу. Любой дешевый вариант плох для использования. Там бисеринки будут разного размера и формы, что негативно скажется на конечном результате. Отдайте предпочтение дорогому материалу, достойного качества, одинаковому по форме и размерам с четко выдержанной цветовой гаммой.

Какие нитки выбрать?

Подходить к выбору ниток стоит не менее тщательно, чем к бисеринкам. Они должны обладать существенной прочностью, чтобы не вытягивались, не стирались, не рвались. Лучше всего подходят шелковые или хлопковые нити хорошего качества. Можно использовать полиэстер, который не перекручивается.

Определяемся с иголками

Иголка имеет немаловажное значение для нормальной работы. У нее должен быть острый кончик и маленькие ушко, чтобы оно могло легко и просто проходить сквозь отверстия в бисеринках. Стоит задуматься о приобретении сразу двух комплектов таких игл (20 штук), так как будучи сильно тонкими, они могут в процессе работы поломаться или согнуться, что сделает невозможным их дальнейшее использование.

Прибегаем к помощи пялец

Слишком большой размер полотна усложняет работу по вышиванию, поэтому для облегчения и создания достаточной комфортности канва натягивается на пяльцы. Они бывают деревянными или делаются из поливинилхлорида и служат для четкой фиксации материи. Пяльцы дают возможность точно и четко осуществлять вышивание, не допускать перекоса канвы, качественно натягивать ткань, чтобы не было сборок.

Приобретаем схему

Если вы не впервые проводите свободное время за рукоделием, то определенный опыт у вас есть. При наличии сноровки, можно попробовать создать схему самостоятельно, а после перенести готовый вариант на канву. Умения и личный опыт можно заменить профессиональной компьютерной программой. В этом случае, из любой картинки создается качественная схема для последующего вышивания. Однако, для получения высокохудожественного шедевра желательно приобрести высококачественную основу, которая позволит перенести рисунок любой сложности.

Готовая схема мулине ничем не отличается от бисерной. В первом случае, цветной квадратик приравнивается к одному крестику идентичного оттенка. Во втором случае – ниша будет аналогичной расцветки, что и расходный материал.

Учимся вдевать нитки в иголки

Элементарное на первый взгляд дело для начинающих рукодельниц может обернуться в настоящее испытание. Случается так, что если просуммировать время вдевания нити в иглу, то его тратится значительно больше, чем на сам процесс изготовления иконы с использованием бисера. Есть несколько нюансов, позволяющих быстро и просто сделать эту процедуру. Они  заключаются в следующем:

Используемое приспособлениеПринцип действия
Обыкновенный лак для ногтейБерем флакон, окунаем внутрь кончик нити, вытаскиваем и даем лаку немного подсохнуть. При помощи большого и указательного пальцев сжимает этот кончик нити так, чтобы он приплюснулся. Даем лаку полностью высохнуть и свободно продеваем нитку в ушко иголки.
Восковая свечаНужно взять восковую свечу и пропустить через нее нитку.
Спички или зажигалкаСпособ подходит исключительно для искусственной (нейлоновой) нити. При помощи пламени опаливаем кончик нитки и смело вдеваем его в иголку.

Порядок выполнения работы

В большинстве случаев вышивают бисером такие иконы:

  • Казанской Божьей Матери;
  • Святой Елены;
  • Именную;
  • Неупиваемую чашу;
  • Умиления Пресвятой Богородицы.

Перво-наперво определите для себя, как будете действовать: снизу вверх или сверху вниз. Это не играет большой роли и каждая мастерица определяется в данном вопросе самостоятельно. Единственное условие: до конца работы соблюдать выбранный порядок. Менять направления категорически нельзя.

Чтобы рисунок крепко держался, необходимо проводить закрепление каждого вышитого ряда. Первая и последняя бисеринки крепятся с использованием двойного стежка. Процедура несложная, но ей необходимо следовать постоянно. Не стоит отрывать длинную нить. Она может запутаться, завязаться узелками, усложнить процесс вышивания. В общем, будет неудобно и работа затянется на неопределенное время.

Принципы крепления бусинок следующие:

  1. Для каждой бусинки предусмотрен отдельный стежок.
  2. Можно пришить несколько бусинок одним стежком. Получается так называемый столбик.

Второй вариант намного сложнее и под силу лишь рукодельницам с опытом. Начинающие вышивальщицы могут столкнуться с неровными рядами, что окончательно испортит сюжет иконы. Для получения желаемого результата лучше всего начинать с более легкого способа и каждую бусинку прикреплять отдельно. Изображение получится аккуратным и красивым.

Как только остается короткий кусочек нити, бусинка ошивается два раза. Оставшийся кончик прячется за соседними стежками. Можно попробовать завязать хвостик узелком, но это кропотливая работа и неопытность в этом деле приведет к натягиванию ниткой канвы.

Техника выполнения бисерного вышивания

Она не столько сложная, сколько требует усидчивости, спокойствия, терпения и аккуратности. При желании, можно на выходе получить прекрасную икону. Для этого предпринимаются следующие действия:

  1. Нить закрепляется на канве.
  2. Иголка выводится на лицевую сторону.
  3. На нитку нанизываются бусинки.
  4. Нить закрепляется в конце ряда в последней клетке.
  5. Через несколько бусинок ниткой скрепляется ряд. Крепление проходит между бусинками, а не сквозь них.

Такие шаги характерны для ситуации, когда бусинки одинаковы по форме и размеру.

Для оформления нимба на образке используется жемчуг или его имитация. Хорошо подойдет ювелирный жемчуг. Вышивание нимба начинается от противоположного к Лику края, чтобы сделать его красивым и ровным. В противном случае могут быть погрешности. Ровность нимба еще зависит от цельности нити. Идеально сочетаются жемчуг и бисер, делая нимб ажурным.

Заключение

Бисером вышиваются картины, оформляется одежда, обувь, пояса, но самая сложная работа с применением данного элемента – оформление икон. Кроме опыта и навыков, рукодельница должна искренне верить в Бога, обладать такими чертами характера как усидчивость, терпение и выносливость.

Прежде чем приступать к работе, необходимо подобрать бисер по размеру, внимательно отнестись к его цвету, крепить его в четкой и правильной последовательности. Только так можно добиться желаемого результата. Обязательно придерживаться всех вышеперечисленных правил. В результате получится шедевр, который после освящения в стенах Храма Господня, украсит ваш иконостас.

Узнать тотемное животное

Введите ваш год рождения
  • Х
    Х