Даосизм и его отличие от конфуцианства

Размещено: Даосизм, Эзотерика

Просмотры: 441

Китай – страна, где многое случилось впервые. Впервые мир увидело множество полезных изобретений, впервые  был создан политический строй общества, который основывался на рациональных суждениях и впервые именно здесь заговорили о бессмертии. Как и в каждой стране, тут было много войн и переворотов. Но, в каждую эпоху всегда найдется герой, желающий возродить все хорошее, что было в старину. Поэтому в 3 веке до н.э. на территории страны возникают такие течения как даосизм и конфуцианство.

Что такое конфуцианство?

Как уже было отмечено в ходе государственных переворотов и междоусобных войн были утрачены человеческие ценности, перед которыми преклонялись в Древнем Китае. Их место заняла человеческая алчность и жажда наживы. Чтобы возродить в человеке Человека известный политик, философ и мыслитель Конфуций предложил концепцию, согласно которой на первый план выдвигались интересы общественности, а личное не имело значения. Более того, провозглашались догмы добродетели и гуманности.

Согласно конфуцианству человек должен воспитывать в себе гуманное начало, которое заключалось в самоотверженности, любви к ближнему желании отстаивать моральные права. Конфуций видел в каждом человеке некоего рыцаря «Высокой морали», который чтит предков, не требует наград, не страшиться осуждений и всегда поступает, так как велит моральный кодекс.

В китайской культуре, согласно конфуцианству, человек должен был воспитывать в себе гуманность и не быть пассивным к событиям, что происходят вокруг. Каждый гражданин должен поступать, как велит предписание, только тогда можно будет возродить общество. Так считал Конфуций. На государственном уровне его идея получила одобрение и быстро распространилась среди верхов. Правда, если мыслитель вкладывал в понятия конфуцианства больше смысла, то правящая элита заострила свое внимание на форме. Они уважали старину и почитали предков, были скромными и добродетельными.

Как и легизм, здесь считалось, что перед Небом все равны. Но в то же время верхушка власти уверяла, что народ не знает, чего он хочет, поэтому нужно направлять его в правильное русло,не объясняя причин. Идея Конфуция о том, что каждый должен выполнять свою роль стала отличным политическим базисом, на котором основывалась деятельность всего общества.

Кратко говоря, конфуцианство – это религийно-философское течение, в котором превозносится гуманность. Человек должен подавлять свое отрицательное начало и быть добродетельным, поступая так, как предписывают моральные нормы.

Немного о даосизме

В то время когда возникло конфуцианство, начинает появляться даосизм. Родоначальником был Лао-Цзы,современник Конфуция. Правда, его существование историки ставят под сомнение. Говорят, что уходя из Китая, Лао-Цзы оставил стражнику свой трактат о даосизме. Это течение было диаметрально противоположным конфуцианству. Основные идеи даосизма заключались в том, что человек должен самосовершенствоваться, через связь с Вселенной.

Слово «Дао» означает «путь». Путь к звездам, солнцу, вселенной, бессмертию. В даосизме считалось, что человек это божественное создание, забывшее о своем происхождении. Он должен развиваться духовно и в процессе этого развития в нем будут проявлять все положительные качества.  Как и зороастризм, Дао учит, что благие деяния человека его личный выбор, а не навязанный извне.

Основная цель Дао – открыть человеку глаза на секреты мирозданья, дать ответы на извечные вопросы жизни и смерти.

За пределами конфуцианства был мир мистического и неизведанного, были старые легенды и предания, древние мифы, ритуалы и верования. Без всего этого человек был духовно пустым, поэтому возникнув, даосизм очень быстро набрал популярности, особенно среди обычных крестьян, которые верили древним ритуалам и заклинаниям.

Однако самым интересным в Дао было верование в человеческое долголетие, вплоть до бессмертия. Считалось, что познавший Дао:

«сможет долгие годы пребывать в добром здравии, нянчить внуков своих внуков и искать молодую жену».

Такое смелое заявление получило отклик даже в элитных кругах.

Правящие вассалы с радостью спонсировали экспедиции и исследования даосцев в поисках эликсира бессмертия. Благодаря этому  даосизм не канул в лету, правда потерпел некоторые трансформации: идея самосовершенствования, через божественную связь с Вселенной стала играть второстепенную роль, теперь «балом правили» маги и знахари, что примкнули к учению Дао.

Дао говорит, что человек – это микровселенная духов и сил божественного происхождения и тот, кто хочет стать бессмертным должен сделать все возможное, чтобы силы, а особенно духи, не желали покидать его тело. Предполагалось, что это достигается благодаря лишениям в еде, постоянным медитациям и совершением добрых дел. Последнее особенно важно: человек, который хочет стать бессмертным должен совершить 1200 добрых дел, но если он сделает, что-то недостойное, то все его заслуги аннулируются, и придется начинать все сначала.

Проблемы в становлении и развитии даосизма не возникали. Его идея в свободе самовыражения и равномерного распределения благ нашла отклики в разных сословиях.  Как и буддизм, Дао занимал малозначительную роль в системе религийно-идеологических ценностей. Но в моменты переворотов и анархии всегда был на лидирующих позициях.

Сравнительный анализ

Даосизм и конфуцианство появились в одно и то же время, но отображали разные стороны человеческой жизни. Конфуцианство – это рациональная концепция, проповедующая гуманность, что насаждается извне. Даосизм – течение, говорящее о свободе выбора и божественного начала, согласно которому добродетель приходит изнутри.

Сходства этих течений только в том, что и там, и там проповедуется человеческая добродетель и гуманность. Также оба течения не отрицают негативного начала человеческого естества. История взаимоотношений этих течений, чем-то напоминает взаимодействие положительного и отрицательного – Инь и Янь. С одной стороны, конфуцианство – ограничивает свободную волю человека, пытаясь втиснуть его в рамки общественного порядка, ради достижения всеобщего блага.

С другой стороны даосизм – религия, что проповедует свободу выбора, сосредоточенность на себе и своем развитии, а главное «ничегонеделание» на благо общества. И отвечая на вопрос, чем даосизм отличается от конфуцианства, можно сказать следующее: даосизм отвечает за внутренний мир, а конфуцианство – за социальную роль.

loading...

Коментарии закрыты

Закрыть рекламу